Финальный облик горельефа в Историческом сквере утвердят эксперты и горожане
Главный художник Екатеринбурга рассказал о создании второй части скульптуры.
Начальник отдела дизайна городской среды Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга, главный художник Дмитрий Фогель в интервью Официальному порталу Екатеринбурга рассказал, как будет воплощаться в жизнь идея о создании второй части горельефа в Историческом сквере уральской столицы.
– Дмитрий Михайлович, на каком этапе находится реализация проекта?
– Скульптура – очень тонкое искусство, где от идеи до итоговой реализации проекта проходит весьма длительный путь, большая работа и напряжённый творческий процесс. На сегодняшний день мы находимся только на самом начальном этапе, был проведён творческий конкурс и выбран автор концепции горельефа в Историческом сквере.
Победитель конкурса Константин Грюнберг предложил своё видение. Отмечу, что победу одержал в первую очередь не предложенный эскизный проект, а вложенные в него замысел и энергетика. Концепция будет впоследствии дорабатываться автором.
Во-первых, скульптор, безусловно, прислушается к тем предложениям, которые высказало архитектурное и творческое сообщество, в том числе конкурсная комиссия. Во-вторых, автор примет во внимание мнение горожан, обозначивших свои идеи по совершенствованию работы через официальные обращения и социальные сети. Рассмотрев все озвученные идеи и предложения, победитель подготовит рабочую модель в масштабе 1:5. Когда модель будет изготовлена, комиссия сможет оценить, все ли предложения учтены или требуется какие-то доработки.
Кроме того, одним из участников конкурса предложено дальнейшее развитие композиции на стене плотины городского пруда, и мы считаем реализацию данного решения возможным. Например, с западной стороны может появиться своеобразная предыстория (мифология), а с восточной – взгляд в будущее. Все идеи, безусловно, будут обсуждаться с жителями.
– Организаторы конкурса ожидали такое внимание со стороны общественности?
– Для нас очень важна любая реакция горожан. Это говорит о том, что конкурс и предложенная работа никого не оставили равнодушным. Если бы работа Константина Грюнберга не вызвала интерес, то это был бы самый большой провал, поскольку безразличие к работе художника – самая худшая реакция, которую только может ожидать автор. Здесь безразличия общественности не было, и это очень важно.
– Почему принято решение о строительстве второй части горельефа?
– Реализация второй части горельефа в Историческом сквере вошла в программу подготовки к 300-летию Екатеринбурга. Это в какой-то мере восстановление справедливости и реализация симметричной композиции, которую не удалось реализовать нашим предшественникам. Композиция должна стать частью городского наследия, отобразив исторические вехи, а также идентичность столицы Урала. Мы намерены и дальше обсуждать облик с горожанами, чтобы финальный вариант был принят большинством, чтобы он воспринимался населением позитивно и по достоинству был оценён потомками.
В дни проведения конкурса в Музее истории архитекторы и дизайна проходила выставка, посвящённая истории создания первого горельефа, выполненного авторским коллективом, в состав которого входил Константин Грюнберг. Тогда он был привлечён в качестве скульптора к воплощению проекта Василием Беляевым и Леопольдом Венкербецом. Конкурсная комиссия считает, что рука одного мастера позволит связать две работы общими стилевыми решениями, сформировав тем самым преемственность двух горельефов. Это позволит усилить уже существующую работу и придать значимость будущей.
В 70-е годы таким же образом был организован конкурс, тогда рассматривались самые разные варианты. Эскизный проект победителя тогда доработали: он значительно отличается от того, что мы можем наблюдать сегодня на Плотинке.
– Какими принципами руководствовались организаторы при составлении технического задания на разработку эскизного проекта горельефа?
– В 2019 году Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга проводил сбор мнений горожан, в котором приняло участие около 2 тысяч человек.
Уральцы высказывались о том, какие, по их мнению, события XX века стали ключевыми в истории нашего города. В опросе можно было выбрать событие из предложенного перечня или указать собственный вариант.
Наибольшее количество участников – 33,8 % – проголосовало за отражение истории Свердловска в годы Великой Отечественной войны, когда город стал крупнейшим эвакуационным пунктом страны. Здесь разместились более полусотни крупных и средних предприятий из западных районов России и Украины. Впоследствии некоторые из них слились с однопрофильными предприятиями, а другие стали основоположниками новых отраслевых направлений промышленности на Урале.
Второе место заняла тема становление Екатеринбурга в качестве столицы Уральской области (1923-1934 годы), включающую в себя территорию современной Курганской, Челябинской, Тюменской, Свердловской областей и Пермского края. За это событие проголосовало 20,3 % респондентов.
Также среди лидеров – годы первых советских пятилеток. Сюда можно отнести, например, возведение уральского завода тяжёлого машиностроения, «завода заводов» Уралмаша, начавшееся в 1928 году.
На основе полученного отклика горожан, нами было составлено техническое задание на разработку эскизного проекта горельефа в Историческом сквере, учитывающее, в том числе, дополнительные предложения.
У конкурсантов была возможность выбрать и отразить те или иные события. Константин Грюнберг решил акцентировать свою работу на 40-х годах прошлого столетия, отобразив трудовой подвиг свердловчан.
Чтобы обеспечить непредвзятость и независимость итогов, а также гарантировать высокий художественный уровень произведения, мы пригласили в состав жюри академиков Российской академии художеств – Андрея Ковальчука, Салавата Щербакова, а в качестве председателя жюри – Зураба Церетели. Все члены жюри детально изучали каждую конкурсную работу и вынесли взвешенное решение.
Справка
В 1923 году в честь 200-летнего юбилея Екатеринбурга был объявлен конкурс на возведение памятника рабочему-творцу города. На него откликнулось 12 местных художников-скульпторов. Комиссия, в которую входил известный архитектор Константин Бабыкин, выделила трёх из них. Первую премию получил скульптор Пётр Шерлаимов с памятником «Строителю города», изображающим фигуру рабочего, несущего на спине «козу» с кирпичами. Монумент решили установить на углу стены бывшего монетного двора. Барельеф Ильи Камбарова, получившего третью премию, должен был появиться в центре этой стены, на плотине. Чтобы собрать средства на памятник, власти решили с 1 апреля 1923 года установить взимание «особого сбора со всех пассажирских билетов, приобретаемых на городской станции».
К 250-летней годовщине Екатеринбурга была проведена масштабная реконструкция Исторического сквера, в том числе – творческий конкурс, итогом которого стала установка первой части горельефа «Былинный Урал» авторского коллектива скульпторов: Василия Беляева, Леопольда Венкербеца и Константина Грюнберга. Вторую часть задуманного горельефа установить не удалось.
К 290-летней годовщине Екатеринбурга бетонный объём горельефа был преобразован в металл. Открытие обновлённого мемориала состоялось 15 августа 2013 года. За время существования памятника за ним укрепилось два названия: «Рождение города» и «Былинный Урал». В центре композиции изображён Василий Татищев с проектом строительства металлургического завода, а рядом с ним – горные мастера, рабочие, чьими руками строился город-завод.
Сегодня сложно представить себе Исторический сквер без полюбившегося екатеринбуржцам горельефа «Былинный Урал», продолжение которого станет подарком к 300-летию города.
Горельеф в Историческом сквере и его макеты
Фото: Фёдор Серков, Юрий Ломакин, Олег Чупахин
оригинал фото